НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ НАСТОЯТЕЛЬ
ХРАМА ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ИЕРЕЙ ВАЛЕРИЙ КОРЕНЕВ
http://blogs.privet.ru/community/divo/77941274Цитата:
Дорогой батюшка, меня интересует вопрос о том, что происходит с душами умерших животных. Что об этом говорит православие? У животных есть душа, но нет духа? И что это значит? Будут ли умершие домашние животные, по милости Божией, в Царствии Небесном вместе со своими хозяевами? Если, конечно, сами "хозяева" окажутся в Царствии Небесном... Спаси Господи!
Мария (г.Подольск)
И ответ Валерия Коренева :
Цитата:
Здравствуйте, Мария.
В словах Спасителя заключено понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль Он приводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: "Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!" (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: "Сколько же вы лучше птиц?" (Лк. 12: 24).
Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и "есть мерзость перед Господом Богом твоим". Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль.Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам, прежде всего, любить своего Небесного Родителя: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим" (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая, подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним "членом семьи". Нет, расхожую поговорку "собака - друг человека" христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях.
Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души.
Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: "Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою".[3]
Всю пошлость очеловечивания четвероногого "друга" ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести "Собачье сердце".
Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. "Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама".[4]
Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:
- Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?
- Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых - как святых, Ангелов - как Ангелов, Бога - как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, - ответил старец.[5]
Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку. И отношение к собаке - одно из звеньев этого понимания.
Черезмерная любовь к животному есть ничто иное, как греховная подмена иерархии, которую установил Господь?